Полуавтоматические трансмиссии: двухпедальная ручная коробка передач Saxomat
Откуда появился Saxomat и как он работает?
Могли бы вы представить центробежное сцепление, характерное для скутеров или газонокосилок, применённым в автомобиле? Оказывается, это вполне жизнеспособная конструкция, ещё в прошлом устанавливаемая на серийные машины.
Полуавтоматические трансмиссии, такие как Saxomat, использовали принцип центробежного сцепления, что можно рассматривать как предшественник современных роботизированных коробок передач. Спустя десятки лет, подобные конструкции продолжают привлекать внимание автолюбителей.
Виды и преимущества Saxomat
Рукоятка для переключения передач у автомобиля системы Saxomat остаётся на привычном месте, предлагая классическое управление. Однако, фишка этой трансмиссии в том, что педаль сцепления отсутствует. Всё остальное делает автоматика, что особенно удобно для начинающих водителей. Эта система была широко применяема в 1950-х и 1960-х годах на таких европейских марках, как Volkswagen, Opel, BMW и других. Аналоги также производились под названиями, например, Olymat или Hycomat.
Центробежное сцепление в Saxomat имеет два режима: система выключается, когда обороты двигателя низкие, и включается с ускорением. Это обеспечивается нагрузкой в виде радиально разбегаемых грузиков, которые усилием прижимают диски сцепления. При этом вакуумный сервопривод, управляемый небольшим касанием рукоятки переключения передач, дополняет систему. Всё это позволяет быстрое переключение передач без промедлений и потеряния связи с трансмиссией в движении.
Интересно, что современные технологические решения, такие как система iMT от Hyundai, продолжают использовать те же идеи на новый манер, предлагая схожие принципы работы на более совершенной базе. Электрогидравлический привод сегодня позволяет автоматизировать сцепление, сохраняя полный контроль за переключением передач в руках водителя. Концепция Saxomat определённо нашла своё место в истории технологий и продолжает влиять на развитие автомобильных трансмиссий.
Преимущества использования и современные аналоги
Сегодня мы можем наблюдать развитие концепции Saxomat и её интеграцию в современные модели автомобилей. Одной из таких является трансмиссия iMT (или Intelligent Manual Transmission) от Hyundai, появившаяся на индийском рынке. В её основе лежит тот же принцип работы: в машину встраивают механическую коробку передач, однако выжимание сцепления производится автоматически. Используется электроника, управляющая электрогидравлическим приводом, что позволяет устранять необходимость в педали сцепления.
Эта система делает переключение передач более комфортным и экономичным, сокращая нагрузку на пассажиров и водителя. Сочетание традиции и современных технологий делает полуавтоматические трансмиссии, подобные Saxomat и iMT, актуальными как на легковых автомобилях, так и на более бюджетных моделях. Безусловно, идея автоматизации делает езду на автомобиле более простой и доступной, особенно для тех, кто испытывает затруднения в управлении механическими трансмиссиями.