Проект С: история предшественника современных моделей Vesta и Xray

 

Большинство переднеприводных автомобилей ВАЗ базируются на платформе проекта "Гамма", изначально разработанной для модели ВАЗ-2108. Позднее она стала основой для создания "десятки", "Калины", "Приоры" и "Гранты". Однако только Vesta перешла на другую платформу с элементами от Renault V0. До Весты ВАЗ предпринял попытку создать собственную новую платформу, нацелившись на более высокий класс. Первое название автомобиля — «Силуэт», а проект стал известен как Проект С, закладывая фундамент для семейства автомобилей класса В и С.

Зарождение идеи и амбиции ВАЗ

При выходе на рынок ВАЗ-2108 находился в классе Golf, куда входили такие модели, как Volkswagen Golf II и Ford Escort. Однако за 20 лет размеры автомобилей изменились, и ВАЗ-2108 стал восприниматься как автмобиль В-класса, несмотря на свои технические характеристики. Это противоречие привело к созданию модели Лада Калина, которая номинально относилась к тому же классу, но фактически принадлежала более низкому классу — малому.

Концептуальная революция в Тольятти

ВАЗ стремился к созданию автомобиля класса D, разработки начали при Владимире Каданникове с прототипа ВАЗ-3116. Но вскоре поставленную цель понизили до C-high, конкурентов Volkswagen Bora. Первый макет "Силуэт" представили в 2004 году на автосалоне в Москве, он получил компоновку с независимой задней подвеской и компактным оборудованием для длительного пробега.

Прототипы и планы на серийное производство

Проект С поддержали новые руководители ВАЗа, искали международных партнёров. В 2006 создали прототип нулевой серии — ВАЗ-2116, он был впервые показан в Москве, экспонировался в Женеве и других выставках. Планировалось производство семейства: от седанов до кроссоверов.

Проект предусматривал высокие международные стандарты. В сжатые сроки была разработан отдельно кузов, который обеспечивал прочность вдвое превышающую ВАЗ-2110. К центральным задачам относились надёжность, безопасность и экономичность. Английская компания Ricardo активно участвовала в модернизации силового агрегата.

Закрытие проекта

Несмотря на высокие ожидания, проект завершился без производства в 2009 году. Причиной стали смена собственности, мировой экономический кризис и сотрудничество с Renault. Хотя разработка привлекла 50 млн долларов, она уступила новым стратегическим партнёрствам, в результате чего проект закрыли.

В итоге АвтоВАЗ сосредоточился на существующих моделях, а проект С остался амбициозным этапом, рассеянным на части. Предполагалось создание платформы, которая бы позволила создать широкий спектр моделей, но экономические реалии оказались суровыми. Этот опыт стал важным для дальнейших решений.